О пользе рекомендаций

Что такое хорошее резюме?

Эльмира ДАВЫДОВА,
директор КА «Рекконс»,
кандидат психологических наук,
Москва


Вы хотите, чтобы работодатель жадно прочитал ваше резюме до конца и поспешил вызвать вас на собеседование? Тогда каким же оно должно быть?
Сочиняя резюме, попробуйте посмотреть на него глазами читателя (работодателя). Прежде всего, присланный вами текст должен быть лаконичным и содержательным. На одной странице. Без глаголов и причастных оборотов. Неэкономно писать: с 1985 года по 1990 год я учился на дневном отделении МАИ на факультете летательных аппаратов. Правильнее так: 1985–1990 гг. – МАИ. Ф-т летательных аппаратов. Инженер.

Направляя резюме в электронном виде, постарайтесь дать название вашей вакансии уже в теме письма, например: системный администратор. Опасно писать в этой графе «резюме» – оно рискует оказаться незамеченным. Кадровик ежедневно читает не менее 50 писем от соискателей. Психологически это тяжко. Ваша задача – завоевать внимание работодателя.

Вот работодатель открывает ваше резюме. Он взволнован, он вас почти уже любит, если видит вверху страницы: «проектировщик теплосетей». Он морщится, если читает набившее оскомину «ищу работу, которая бы позволила мне реализовать мои творческие возможности». Почему? Потому что этот кокетливый пассаж принуждает работодателя самостоятельно решать вопрос о профессиональной принадлежности автора письма. Работодатель, будучи не в силах это совершить, выбрасывает письмо в корзину.
Текст резюме должен быть ясным и служить доказательством того, что вы имеете право претендовать на ту работу, на которую претендуете.

Например, если вы имеете в виду вакансию главного инженера по эксплуатации зданий, то не следует писать про то, как вы строили здания (даже если строили их), лучше в подробностях сообщить о том, какие здания вы эксплуатировали и каковы ваши познания в инженерных системах зданий.

Постарайтесь не упустить ничего, что ценно для данного работодателя.

Ваше резюме должно быть правдивым. Неправда вскроется на собеседовании. Но не всю правду о вашей жизни надо открывать в резюме. Например, если у вас уже есть хороший стаж работы, перечислять все предметы, которые вы проходили в вузе, излишне. Если вы хотите продавать стройматериалы, то сделайте акцент на аналогичном опыте работы, распишите виды стройматериалов, которые вы продавали, намекните на схему продаж, признайтесь, умеете ли вы находить клиентов. Но не останавливайтесь подробно на опыте продаж бакалеи.

Внимательно читайте объявление о вакансии: приведите ваше резюме в соответствие с требованиями данной вакансии, некоторые акценты усильте, а другие ослабьте. Если вы не говорите и не пишете на других языках свободно, то и не касайтесь данной темы.
Будьте готовы ответить за каждое слово в резюме, за каждую аббревиатуру. Если вы слабо представляете, что значит FMCG, не упоминайте этот загадочный код или замените другим словом, обобщающим.

Ради сокращения величины текста можете не прописывать свои обязанности на каждом рабочем месте. Лучше дать их обобщенно в рубрике «профессиональные умения».

Советую не говорить о себе: коммуникабельный, порядочный, легко обучаемый. Это клише неинформативное, пустое. Лучше придумайте что-нибудь особенное, свое или совсем никак себя не характеризуйте.

Внимательный читатель по тексту резюме уже может кое-что сказать про то, как устроено мышление автора. Орфографические ошибки недопустимы, опечатки свидетельствуют о неаккуратности.

Помните: резюме – лишь повод для встречи работодателя с вами. Главное при поиске работы происходит на собеседовании. В следующем номере я открою вам, чем можно навредить себе или, наоборот, помочь во время беседы с работодателем.
Примерная схема резюме (по рубрикам):
ФИО
Должность
Телефоны, адрес
Образование
Опыт работы: в обратном хронологическом порядке
Профессиональные обязанности
Личная информация (гражданство, прописка, район проживания в Москве, семейное положение, наличие авто и водительских прав, готовность к командировкам).

Статья опубликована в газете "Информационные технологии в строительстве" (2005 год)