О пользе рекомендаций

«Он нам должен $50 000!»
Еще раз о пользе устных рекомендаций

Эльмира ДАВЫДОВА,
директор кадрового агентства «Рекконс»,
кандидат психологических наук,
Москва


Я не верю ни одной характеристике из тех, что мне довелось прочесть и что вышли из недр организаций. В том числе и тем, которые написала сама. Во-первых, человека трудно описать в нескольких словах. Определения «зарекомендовал себя как добросовестный сотрудник», «коммуникабельный» и т. п. стали шаблонами и всегда неточны. Во-вторых, человек склонен иногда поступать неожиданно. Ведь он не бесстрастный механизм, а жизнь разнообразна. В общем, характеристика говорит о прошлом человека.

Иное дело рекомендательное письмо. Оно — прогноз. Рекомендатель как бы обещает, что раз человек вел себя хорошо в прошлом, то и в будущем с ним все будет прекрасно. Автор берет на себя личную ответственность, советуя взять на работу своего бывшего подчиненного. Даже рискует своим добрым именем. В России пока не вошли в обиход такие письма.

По своему опыту знаю: полезно получать рекомендации по телефону. Устные рекомендации к делу, как говорится, не пришьешь, но они существенно проясняют картину.
Если вы «напали» на рекомендателя неожиданно для него и доброжелательно произнесли «не могли бы вы сказать пару добрых слов о товарище Шальнове?», то можете услышать:
— Да как вам сказать… А вы почему спрашиваете?
— Да вот мне показалось, что Шальнов склонен употреблять, но я не уверена…
— Ну, раз уж вы заметили, я вам скажу: за пьянку мы его и выгнали.
— Ого! А хорошо ли он работал, когда не пил?
— Да! Светлая голова. Умница. Изобретательный. Без него трудно. А как выпьет —все. Может на работу не выйти.
— Э-эх!
— Но если вам охота его воспитывать — пожалуйста.

При личном общении рекомендатель вольно или невольно скажет правду или, по крайней мере, не сможет ее утаить. Если направить стрелы в слабое место его аргументации, при этом не нажимая на собеседника, свое истинное отношение к обсуждаемой теме он выдаст паузой, интонацией, словами. Даже если рекомендатель отказывается от «дачи показаний» («по телефону не хочу ничего говорить»), эта реакция — тоже повод для размышлений.
Вот еще вариант общения с соискателем.

— Обычно мы говорим с бывшим начальством. Не дадите ли телефон и имя директора?
— Зачем? Вот это да! Я-то думал, вы работу даете, а вы как милиция. Не дам.
Имеет право. Но даже если соискатель не утаил от вас телефон своей последней работы, это еще не гарантия того, что перед вами добросовестный человек.

Случается и такое:
— Пожалуйста, скажите несколько добрых слов про Ангельского. Он ведь у вас работал совсем недавно?
— Так. Стойте. Он сейчас у вас?
— Ушел домой.
— Он нам должен $50 000! Мы его ищем. Дайте нам его телефон — мы уже выезжаем!
Самое любопытное, что это оказалось правдой: копию долговой расписки я видела собственными глазами.
Так что устные рекомендации важны. Это еще один способ защитить вашу фирму от опасных сотрудников.

Статья опубликована в газете "Информационные технологии в строительстве" ( 2005 год)