Советы молодому спецу (из книги ХОЧУ БЫТЬ МЕНЕДЖЕРОМ)

Молодой человек без опыта ищет работу… 
(глава из книги ХОЧУ БЫТЬ МЕНЕДЖЕРОМ)

Ну, вот. Диплом у вас в кармане. Пора устраиваться на работу.
Вы в восторге от вашей профессии, но опыта работы по специальности у вас нет. 
Это не беда, потому что:
- никто не рождается опытным и бывалым;
- существуют стратегии приобретения опыта работы по специальности;
- в Москве нет безработицы для тех, кто хочет работать;
- работодатель чрезвычайно и более всего дорожит старательным и профессионально-ориентированным сотрудником. Факт, о котором многие не догадываются: таких сотрудников на рынке – процентов 20. Не более. Это значит, что если вы трудолюбивы, прилежны, готовы учиться и приобретать квалификацию –  о вас мечтают работодатели.
Нужно настроить себя на серьёзную работу. Для этого вам пригодится такая установка:
«Я ещё не специалист, я понимаю, как много нужно узнать для того, чтобы стать специалистом. Но кое-что я уже знаю. На студенческой практике я делал то-то и то-то, вот это мне особенно  полюбилось, а вон то удавалось лучше всего».
     Можно и  так – начать внедрение в организацию, устроившись ассистентом специалиста, на худой конец – секретарём. Да хоть курьером. Просите поручать вам простые задания по специальности. Постарайтесь проявить себя  прилежным сотрудником и стать своим человеком в коллективе. Нужно ли притворяться? Ни в коем случае. Если фирма и её внутренняя атмосфера представляется вам своей, понятной, то есть вы в ней в своей тарелке, притворство не понадобится.

Каким должно быть резюме

Резюме выпускника или студента вуза или ссуза без опыта работы всё же может  служить своей цели – презентации вас как кандидата  на вакансию. Для этого нужно верно расставить акценты, не сообщая лишнего и не прибегая к большим преувеличениям.
В резюме следует написать, что вы знакомы с такими-то и такими компьютерным программами, что в институте или среднем учебном заведении в теории вы ознакомились с такими-то и такими предметами.
Какие-то занятия во время студенческой практики вам могут показаться незначительными. Но не пренебрегайте ими, укажите в  резюме  все виды деятельности, в которых вы принимали участие, всё, чему вам удалось научиться или хотя бы с чем довелось познакомиться.
В зависимости от вакансии резюме может меняться в деталях.
Важно. Направляя резюме по электронной почте, в теме письма обязательно напишите не слово РЕЗЮМЕ, и не ваше имя и фамилию, а название вакансии.
В тексте резюме после вашего имени следующей строкой обязательно должно  стоять название вакансии. Обязательно. Не следует озадачивать работодателя словами: ищу работу, соответствующую моим способностям и образованию.

Собеседование с работодателем

Вас пригласили на собеседование.
Работодатель понимает, что у вас мало опыта или опыта нет вовсе.
Почему же он пригласил вас? Что им движет?
Многие работодатели  хотят сами воспитать специалиста и рассчитывают на вашу неопытность и пластичность. Такой подход говорит об ответственности работодателя и его заинтересованности  в молодом специалисте. В этом случае вам следует понять, какие обязанности на вас возложат и чему вы сможете научиться за один, за два, за три года в данной организации. Как же это понять? Путём простого опроса.
На этом этапе не стоит думать о зарплате больше, чем о работе. На этом этапе надо пройти профессионализацию. Это дальновидно.
Иногда молодые люди ошибочно  думают так: «Мне нужны деньги, не меньше 25 000 рублей. На меньшую зарплату я работать не пойду. Я сразу хочу руководить, а  подчиняться не в моих правилах».
Но работодатель может исходить из того, что, приняв на работу молодого специалиста, ему не придётся платить ту высокую зарплату, которую пришлось бы выплачивать высококлассному специалисту. Он рассчитывает на постепенное повышение зарплаты вам по мере увеличения вашей ценности для его компании.
Зная, что у вас нет опыта, работодатель хочет получить надёжного, профессионально ориентированного трудолюбивого сотрудника. Задавая вам вопросы, он хочет понять, годитесь ли вы на эту роль.
Отвечайте точно, не скупясь на похвалы преподавателям и наставникам. Очень плохо выглядит персонаж, который заявляет: «Ну, какие у меня могут быть знания! Ведь  я же учился в Н-ском институте (техникуме, колледже)!»
Никого не обвиняйте в своих недостатках. Ибо вы уже в том возрасте, когда человек сам себя воспитывает и он несёт ответственность за всё, включая ударения в словах, запах одеколона и выражение лица.
Не требуйте на данной фазе высокую зарплату. Помните, что стратегически целесообразно сначала стать профессионалом первого уровня. Главное достижение на этом этапе – появление страшной мысли: «Какой же я дурак ещё! Мне учиться и учиться».

Когда всё не так

Вы получили диплом, но не любите свою специальность и не желаете работать по ней. В институт  вы поступили по совету родителей, а потом поняли, что это не ваше, да было поздно. Как быть?  Если вы не знаете, кто вы, чего хотите от профессии, в чём ваши способности и как теперь быть, вам помогут консультанты по профориентации.

Ответственность

Ответственность за то, получится из вас толк или нет – лежит на вас и больше ни на ком. Составьте себе план профессионального роста на год, на три года.
Запишите его на отдельном листе и положите в конверт, но не запечатывайте. Доставайте план раз в месяц и сверяйте с ним свои достижения – есть ли какое-то продвижение или его нет. Отмечайте успехи галочкой и награждайте себя небольшими подарками – делайте себе приятное после каждой маленькой победы.
Даже если руководство не замечает этих достижений – они всё равно есть, и они ваши, их у вас уже ни один человек не сможет отнять. Это ваша интеллектуальная собственность, ваш навык, ваш профессионализм – драгоценности, которые в будущем вы сможете дорого продать.

Формула Джемса

Существует закон человеческой природы, который гласит: самооценка человека снижается, если малы его успехи, а притязания его высоки. Если же успехи соответствуют притязаниям, то самооценка не страдает. Человек доволен собой и не завидует чужим достижениям, а радуется им.
Уровень притязаний – это высота планки, которую хочет «взять» человек. 
Предположим, вы очень успешно закончили школу. Вы всегда писали сочинения по литературе на «пять». Учитель их хвалил и зачитывал перед классом.
Вы вдохновились своими успехами и подумали: пойду-ка  я поступать на журфак в МГУ, похоже, я способный. На письменном экзамене вы сделали три пунктуационные ошибки, получили трояк и не прошли конкурсу.
Как быть в этой ситуации? Ваша дальнейшая стратегия зависит от вас.
Стратегия №1. Вы делаете вывод: «на  журфаке мне нечего делать, я слишком глуп  для журфака». 
Стратегия №2. Вы решаете, что надо как следует заняться собой и научиться писать грамотно.
Стратегия № 3. Вы делаете вывод: «Меня завалили на экзамене, потому что берут только блатных или за деньги».
Вторая стратегия самая верная и самая психогигиеничная, то есть вместо того, чтобы заболеть от досады, вы сможете измениться сообразно требованиям места, которому хотите соответствовать.
Я как психолог-консультант по вопросам профориентации, встречала молодых людей, выпавших из жизни, залёгших в больницу или отказавшихся от своего любимого дела только из-за того, что при попытке взять большую высоту они потерпели фиаско. А потом неправильно отнеслись к происшедшему.

Ступени

Для того, чтобы достичь заслуженных успехов и получать удовольствие от жизни, лучше  пользоваться осторожной стратегией и подниматься по лестнице – ступенька за ступенькой. Подчиняйтесь такому правилу: «Нельзя переходить на следующую  ступень, пока не освоил предыдущую,  не утоптал эту площадку сам. Перейдя на вторую ступень, также осваивай её, пока не почувствуешь уверенность в себе и в своих умениях».
Как долго надо «утаптывать площадку»? Столько, сколько нужно для освоения новых умений, знаний и навыков. Люди различаются между собой по скорости усвоения нового. Не огорчайтесь, если ваше «приёмное устройство» работает медленно – вы, скорее всего, сохраните знания  в своей голове надолго – на годы и десятилетия.  Помните, что профессионализм не даётся мановением волшебной палочки.
На вопрос «говорите ли вы на хинди?», вы спокойно скажете «нет». Пострадает от этого ваша самооценка?  Нет. Потому что вы и не претендовали на знание хинди. И никакой неуверенности в себе в связи с этим не испытываете. Ведь так?
Откуда же берётся неуверенность в себе?
Ответ простой: от неумения делать что-либо, что лежит в области именно ваших обязанностей или притязаний.
Значит, чтобы преодолеть неуверенность, надо выработать умение.
Как же его выработать? С помощью множества упражнений.
Когда  вы учились писать палочки в школе, было вам трудно. Вы исписали палочками несколько страниц, прежде чем перешли к крючкам. Потом – несколько страниц крючков. А вот и буква «О». И ручку держать уже легче. К Новому году  вы – новый человек, пишете целое письмо двоюродному  брату. И никаких сомнений, умеете  ли вы писать или не очень.
Как хорошо, что есть школа с её строгой пошаговой методикой!
Но школы для взрослых, обучающей  навыкам постепенного вхождения в профессию, нет.
Поэтому помните о палочках-крючках и следуйте формуле Джеймса: повышая  притязания, обеспечивай ресурс (тренируй навыки, увеличивай кругозор).

Адаптация на рабочем месте

Итак, вы приняты на работу. В первый же день постарайтесь выяснить пять  вещей:  кто ваш наставник, каковы ваши обязанности, каковы инструменты вашей работы, перед кем вы отчитываетесь, каковы критерии оценки вашей работы.
Возможно, в компании уже есть молодые специалисты. Они в неформальной обстановке расскажут вам о плюсах и минусах данной организации. 
Постарайтесь не верить им: попытайтесь своими глазами всё увидеть и всё понять своим умом.
Не курите и не болтайте лишнего. Если вы сказали, зевая и в полнейшем блаженстве от обеда и дружественной атмосферы: ой, как не хочется звонить (работать с бумагами), будьте уверены: ещё до заката солнца ваш начальник узнает об этом.
Если вы три раза в день выходите покурить на 10 минут, то за 11 месяцев накапливается 14 рабочих дней перекуров, т.е. половина отпуска.
Не опаздывайте. Ваше рабочее место стоит денег, зарплату надо отрабатывать.
Именно вы должны отработать свою зарплату, а не кто-то другой.
Не интригуйте. Это погубит вас.
Слушайте и смотрите. Говорите меньше и не спорьте, не учите старших товарищей, не подвергайте их критике. Критику никто не любит, в том числе и вы сами.
К критике со стороны старших товарищей относитесь спокойно. Её любить не обязательно, но обязательно правильно к ней относиться: старайтесь найти в словах критика разумное зерно. Вам жизненно необходимо понимать, что вы ещё не мастер и что ваша задача – учиться, учиться и учиться.
У кого учиться? У всех, в том числе и у тех, кто младше вас по званию. Видите, кто-то умеет дипломатично высказываться – возьмите на заметку. Другой терпеливо преодолевает трудности, третий не унывает – вот пусть они и будут вашими учителями. Замечайте в людях хорошее и старайтесь перенять лучшие черты.  
Учитесь у мастера. Ремесло предаётся не через учебники – только из рук в руки.
Старайтесь давать, а не только брать. Если вам кажется, что работы слишком мало для вас – попросите ещё. Пусть ваши способности оценят все.

Эльмира Давыдова, канд. психол. наук, директор ККК «Рекконс», консультант по карьере.