Талант или активность? В чём залог успеха?

Опубликовано в газете «Книжное обозрение»

Фирма едва жива, зарплата символическая, подработать негде, сапоги прохудились. Что делать в этой жуткой ситуации? Искать новую работу.

Осознав критичность своего положения, кто-то впадает в отчаяние, кто-то начинает хаотичный поиск, поглощающий энергию и не дающий результата. Причем замечено: талант творческий и умение «устраиваться» не связаны меж собой.
Между тем бесплодность поисков можно сократить до минимума. Главное — придерживаться определенной схемы.
Во-первых, нужно сориентироваться на рынке труда. Для этого необходимо четко представлять себе свои профессиональные возможности. Увы, человек далеко не всегда способен адекватно оценить свой потенциал. Поэтому любой работодатель, набирая сотрудников, в первую очередь учитывает их опыт, а не то, как они сами себя рекомендуют. Но опыт тоже нуждается в трактовке. Причем в такой, чтобы на первом плане оказались ваши «плюсы» (умения, способности), а все «минусы» незаметненько отступили на второй план.

Свести воедино представление о спросе на рынке труда и о том, что вы способны предложить, можно и самостоятельно. Тем более если ваша специальность стабильно пользуется спросом, и вы абсолютно уверены в своём профессионализме. Но случается и по-другому — соискатель сам не подозревает, какими ценными навыками он обладает. Если вы стоите на перепутье и мучительно соображаете, в каком направлении двигаться — то ли искать что-то стоящее, то ли уж сразу податься в дворники, — вам стоит обратиться за содействием к сотрудникам кадрового агентства. Консультант поможет вычленить из вашего опыта наиболее выигрышные моменты и составить толковое резюме.

Во-вторых, необходимо определиться, каким же образом вести сами поиски. Есть несколько способов: биржа труда, сплошной обзвон фирм, в которых могут оказаться подходящие места; обращение к знакомым и родственникам; чтение газет и журналов, публикующих объявления о вакансиях; обращение в агентства по трудоустройству или в агентства по подбору кадров (о том, чем агентства друг от друга отличаются, читайте в № 45).

Биржа труда.

Она хороша тем, что решает проблему перерыва в стаже и позволяет вам не умереть с голоду. Но хорошо оплачиваемую работу вы через биржу вряд ли найдете: фирмы, нуждающиеся в высококлассных специалистах, предпочитают обращаться в другие организации.

Знакомые и родственники.

Они хороши тем, что всегда «под рукой». Кроме того, среди них действительно могут оказаться люди с нужными связями. В наши дни ни одна уважающая себя фирма плохого работника в штат не возьмет, чьим бы протеже он ни был. Но за настоящего профессионала не грех поручиться. В этом способе есть один недостаток — друзья и родственники не могут посвящать вашему трудоустройству все свое время: у них немало своих проблем.

Обзвон фирм.

Этот метод — для настойчивых. Усевшись перед телефоном с «Желтыми страницами» в руках, имейте в виду: для людей, на том конце провода вы — человек с улицы. Кроме того, далеко не в каждой фирме могут оказаться вакансии. Так что прежде чем ваша персона заинтересует кого-то из работодателей, вы услышите десятки «нет». И даже успеете к этому привыкнуть.

Специальные издания.

Чтение таких журналов и газет, как «Работа и зарплата», «Приглашаем на работу», «Работа для вас», «Из рук в руки» и др. позволяет вам сократить число «холостых выстрелов». Чтобы не разориться на покупке всех этих изданий, нужно понять, какие из них для вас наиболее интересны. Например, газеты «Из рук в руки» и «Мир вакансий» вряд ли будут полезны журналисту или редактору, т.к. больше ориентированы на специалистов другого рода и уровня. Впрочем, само понятие «специальное издание» нынче несколько расширилось за счет сети Интернет. Использование Интернет — самый, пожалуй, оперативный способ поиска вакансий и размещения информации о себе. Минус здесь только один — нужно уметь работать в глобальной компьютерной сети и иметь в нее доступ.

Агентства.

Обратившись в агентство по трудоустройству, вы вносите определенную плату, и ждете, что сотрудники агентства возьмут на себя все тяготы активного поиска работы для вас, сами будут выслушивать все эти «нет», а вам лишь останется встретиться с работодателем и заступить на работу. Такие ожидания оправданы лишь в том случае, если у агентства есть стимул. Т.е. оно берет деньги не только за внесение ваших данных в базу, но и за результат (до половины суммы вашей первой зарплаты). Агентство по подбору кадров (рекрутинговое агентство) денег с вас, скорее всего, не возьмет, если только вы не захотите, чтобы работу искали конкретно для вас, как это делается в агентстве по трудоустройству. Но если даже в здешней базе данных вы будете числиться на общих основаниях, ваши шансы найти работу с достойной зарплатой заметно повышаются. Потому что такие агентства предпочитают работать с серьезными фирмами, способными оплачивать их услуги.
Если говорить честно, никакие агентства не дают стопроцентной гарантии трудоустройства. Однако их содействие может оказаться незаменимым, ведь для того они и существуют.
Итак, мы видим, что каждый способ поиска работы, имеет свои достоинства и недостатки. Ваша стратегия будет зависеть от ваших профессиональных возможностей, наличия связей, вашей энергичности и от того, насколько остро вы нуждаетесь в работе. Но, пожалуй, самое верное — идти несколькими путями одновременно.

Руфина Белкина