О профориентации - интервью журналу «ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ» (полная версия)

1) Какими причинами обусловлено то, что в середине жизненного пути человек вдруг хочет все изменить? Какие для этого имеются предпосылки?

2) Э.Д. Часто человек выбирает профессию головой, то есть прагматически. А надо выбирать профессию всем существом своим. Необходимо, чтобы профессия была приятна и глазам и ушам и всему телу, чтобы она отвечала потребностям в общении или наоборот, уединении, чтобы востребовала то качество в человеке, которое более всего хочет быть востребованным. Наибольшее количество примеров дают бухгалтеры и финансисты.
Девушка 17 лет стала учиться бухгалтерии потому, что  других профессий она не знала и потому что мама сказала ей, что бухгалтерия- это верный кусок хлеба, вечная тема и наиболее подходящее для женщины занятие. Для молодого человека важно знать, какие физические действия производит на работе представитель профессии, что он видит, какие люди вокруг него, о чем они говорят и к чему стремятся, за что борются, как выглядит место работы, как одеты люди на работе и после нее, на каких машинах ездят, чем пахнет вокруг.
В 35-40 лет человек уже знает,  что ему не подходит, что для него не естественно. Понимая, что надо  решаться, он решается. И тут на его пути появляется умный, не давящий собеседник, очень эрудированный, с широким кругозором, сам немало повидавший и настрадавшийся и главное, придумщик и немножко авантюрист. Этот человек - консультант по профориентации и карьере.

3) С помощью чего и как можно исследовать то, к чему у человека всю жизнь была склонность, к какой профессии? Как исследуете это вы? И вообще, считаете ли вы необходимым использование различных тестов по профориентации по отношению к взрослым (слышала мнение о том, что после 30 люди уже в состоянии определиться сами в отличие от молодежи)?

Э.Д.Я думаю, что уже в детской песочнице можно кое-что разглядеть в человеке.
В каждом от рождения звучит  своя музыка. Если прислушаться к себе - ее услышишь в себе. Если внимательно наблюдать за ребенком - ее можно почувствовать. Однако когда мальчик или девочка  вступает в социальные институты – детсадик и школу, то  насилие, которые эти учреждения неизбежно производят по отношению к ребенку – могут заглушить его песню. Способности человека лежат в том деле, которым ему приятнее всего заниматься. Не надо лишать ребенка его любимого занятия: если он привязал веревки к ведрам, а потом веревками соединил двери и все это привел в движение и  назвал все это системой – замрите и не дышите – вы имеете дело с  будущим  конструктором, проектировщиком, программистом.  
Педагоги часто исходят из того, что если у ребенка есть музыкальный слух – то  он талант и будущая гордость школы. Музыкальный слух – явление физиологическое, врожденное и  незаслуженное. Вундеркинды, если не приучать их к труду – останавливаются в темпах развития и более не удивляют окружающих. Как правило, педагоги не уважают трудолюбия в детях. Говорят кисленько так: «ну, старательная девочка», а имеют в виду, что не очень-то способная. Будто трудолюбие не признак дарования. Повышенное трудолюбие и интерес к какому–либо делу–есть признак способностей. Существует много видов способностей – столько, сколько видов деятельностей. Есть талант чертежника, секретаря, утешителя, плотника  и т.д. Все эти профессии творческие. Пора это всем понять. Нет нетворческих профессий, а есть неподходящие люди, люди не на своем месте. Когда скрипач играет кем-то написанную музыку – он творец или нет? Мастер по ремонту одежды, чудеса делающий  – ни за что не догадаешься, что это заплатка – он творец или нет ? Кто талантливее – артист в сериале или этот мастер ?
Но мастера не показывают по телевизору и ему не дают столько денег. А вот в Японии зарплату назначили одному старичку знаете за что ? За то, что он по –своей инициативе кормит лебедей, прилетающих на зимовье из России. Он их жалеет и поддерживает. А потом они улетают домой в Россию. Это талантливый человек ? Да! Он умеет видеть святое в жизни и беречь его. И государство японское умеет это ценить. Как это важно !

 Бог всех создал разными, нет одинаковых людей. У каждого свой неведомый ему самому секрет и своя тайна жизни. Надо дать прорасти в ребенке тому ростку, который заявляет о себе громче всех. Я знаю мать, которая теперь очень жалеет о том, что сына своего забрала из музыкальной школы, где он с удовольствием играл на  аккордеоне. Она повиновалась
требованиям учителя математики. Теперь ее 35-летний сын, человек апатичный и скучный, не имеет ремесла и не может прокормить себя и своих детей.  В  фильме «Доживем до понедельника» учитель ( Вячеслав Тихонов) говорит матери (Любовь Соколова) неспособного к  запоминанию текстов мальчика: «не в ансамбле ему надо танцевать, не ноги надо тренировать, а память!» Она ему отвечает: «вот все говорят: память, память! А вы знаете, что он до года головку не держал, что отец у него был алкоголик?!». Вот этот мальчик, конечно, был счастлив в своем ансамбле, потому что у него получалось, он потом этим и жил, зарабатывал свой хлеб. Это было бы справедливо.
Ко мне приходят люди с перекрытым кем-то и  когда-то  кислородом. Бывает, человек говорит: «Я ничего не хочу. Помогите понять, что же я хочу, ведь должен же я хотеть чего-то!» В чем же отгадка? Человек говорит: я ничего не хочу, а имеет в виду, что он не хочет ничего из того, что предлагали ему родители и друзья. Моя задача помочь родиться его собственному желанию, как бы далеко оно ни находилось от его представлений о должном, приличном и возможном.

Применяю ли я тесты ? Нет, тесты не чувствительны к самому главному. Я применяю свое зрение и слух, я очень внимательно слушаю, как человек говорит и как меняется при этом его внешность(кожа, глаза, движения). То, что говорит человек – тоже важно, но я не склонна преувеличивать значение этого.

4) "Я устала от своей работы. Я хочу другое, я чувствую, что могу другое, а что - не знаю"   что в такой ситуации вы советуете делать человеку, с чего начинать? Можно ли составить хотя бы приблизительный список советов, который бы помог таким людям определиться? Или же это строго индивидуально? Как на этот раз сделать правильный выбор?
Э.Д. Я советую прийти к психологу и знатоку при этом рынка труда и профессий. Моя сила в том, что я знаю рынок труда, профессии и требования к ним, я исхожу из общей жизненной ситуации человека: может ли он сейчас позволить себе учиться, сколько денег ему нужно приносить в дом, сколько на его шее сидит людей, кто защищает его материально, далеко ли институт, сколько ему лет, каково базовое образование.
Поэтому я не скажу мужчине 36 лет с базовым экономическим образованием, что он способен работать, во-первых, библиотекарем, во-вторых, пилотом. Такие рекомендации можно получить от компьютера, но не от живого консультанта.  Советы консультанта по карьере обязаны быть реалистичными, и они обязаны быть вдохновляющими. Например, стать журналистом никогда не поздно, писателем тоже. И для этого не надо учиться в литинституте или журфаке. Надо иметь тему и желание высказаться, а писать гладко вам поможет консультант из редакторов.   А начинать учиться на врача в 29 лет я не советовала ни разу. Если же у кого есть такое сильное желание – он не спросит никого.

5) Как вы относитесь к столь радикальным переменами в жизни? Как они влияют на человека - положительно или отрицательно? Если положительно, какие слова вы используете для того, чтобы доказать им нужность и важность перемен, отказа от старой работы и поиска новой?
 
Э.Д.Я не навязываю человеку ничего. Я ему свою песню не пою. Я слушаю внимательно его песню, очень внимательно я слушаю его целый час и только спрашиваю, так чуть – чуть направляю рассказ. Из его рассказа я понимаю, что ему категорически не нравится, где он себя останавливал в жизни, то есть не давал таланту своему дышать, какова его(ее) «кристаллическая» решетка,  то есть как и через призму каких представлений он видит мир, себя, каковы ценности.  На основе этого  я делаю человеку предложения о возможных переменах, исходя из того, что я теперь знаю и чувствую про них: «А что если вам…». И чутко слежу за реакцией на мои предложения. Вот почему никто не сопротивляется мне, вот почему все улетают на крыльях счастья и надежды. Я хочу сказать, что я подталкиваю только к тем переменам, к которым человек созрел.  Иногда просто приходят спросить: «Вот так обстоит и  вот так. Благославляете?». Мне не в чем себя упрекнуть.  Я не делаю безответственных заявлений.  Иногда приходят с просьбой помочь сделать выбор. И тогда я вместе с клиентом добываю дополнительные аргументы в пользу того или иного. Эти аргументы берутся из недр самого клиента, а не из недр меня. Потому что это должен быть выбор самого выбирающего,  и это выбор должен быть органичным для него, а не для меня.

6) Какие сейчас тенденции со сменой профессии в таком возрасте: увеличилось ли число столь смелых людей или уменьшилось? С чем это связано? Какие можно дать прогнозы по этому поводу?
Э.Д.. Прогноз такой: в мире было нестабильно и будет нестабильно. Люди искали себя, и будут искать. Люди всегда хотят счастья. А для счастья всем людям нужно одно и то же: делать дело, к которому способен, получать за это признание и любовь. Я в этом с удовольствием убеждаюсь каждый день. Мир меняется, и возникают новые профессии, люди будут все время учиться, ошибаться, исправлять ошибки.  Как было раньше? Когда не было рынка труда – люди не особенно двигались из города в город, из страны в страну в поисках работы и из одной профессии в другую. Теперь больше свободы.  Есть рынок труда.

7) Почему вообще происходит так, что человек изначально выбирает не ту профессию?  
Э.Д. Человек может пойти за компанию в институт, он может послушать родителей, учителя, у него может не хватить смелости или денег поехать в Москву и учиться там, где хотелось, из-за вялости и  недомыслия, от душевного сна.

8) Что вы можете посоветовать по поводу "состыковки" старой профессии и новой   как их совмещать?

Э.Д. Я очень дорожу тем, что человек уже знает и умеет. Эти знания и умения я считаю нужным применить в новой работе. Только новая работа должна удовлетворять новым требованиям: другие  задачи, другой инструментарий,  в другой или смежной  области.
В каждом случае – своя выкройка для совмещения. Надо сидеть и разбирать конкретную ситуацию. Все же ситуации разные.


 


Кабель для обогрева водостоков смотрите далее.